Публикации

Михаил Алексеевич Есипов, доцент НИУ «МЭИ», член Профессиональной Гильдии Психологов, К вопросу о психологическом просвещении в условиях вуза* // Статья опубликована в сборнике материалов научно-практической конференции «Общение и доверие в реальном и виртуальном мире» (Москва, Университет РАО, 2014).

 

Аннотация. В статье затрагивается тема востребованности психологических знаний в современном обществе; рассматриваются возможности для психологического просвещения в условиях высшего учебного заведения; обозначаются основные трудности социально-психологического характера, с которыми сталкиваются студенты в процессе пребывания в вузе.

 

К вопросу о психологическом просвещении в условиях вуза*

 

В современном обществе психологию справедливо считают наукой востребованной, увлекательной, способной приносить большую пользу для эффективного решения разнообразных задач, поэтому неудивительно, что интерес к ней проявляют самые различные возрастные и социальные группы населения.

Существует множество возможностей для получения психологических знаний и расширения кругозора в области практической и прикладной психологии: на полках книжных магазинов и в сети Интернет в изобилии представлены научно-популярная литература, аудио- и видеоматериалы отечественных и зарубежных авторов; работают курсы повышения квалификации для вузовских преподавателей и школьных учителей; проходят открытые лекции, семинары и мастер-классы для желающих систематизировать свои познания в психологии, обогатить их за счет приобретения еще и практических навыков; проводятся практические занятия с родителями учеников и студентов, тренинги для подростков и молодежи.

Несмотря на всё это многообразие возможностей, довольно значительная часть населения современной России не обладает даже основами психологических знаний. Иногда мы становимся свидетелями вопиющей психологической безграмотности, когда взрослые и, казалось бы, вполне разумные люди годами не могут (а зачастую и не хотят) разрешить свои семейные и личностные проблемы. Неудивительно, что те, кто воспитывался в семьях у подобных родителей, будут иметь точно такой же букет психологических проблем, который они пронесут с собой во взрослую жизнь, в том числе и в высшее учебное заведение, выбранное для дальнейшей учебы.

Разрешить психологические проблемы студентов можно с помощью психологического просвещения – деятельности, способствующей формированию у субъекта положительных установок к психологической помощи и расширению его кругозора в области практической психологии. Психологическое просвещение помогает успешно выполнить ряд задач, среди которых: формирование научных установок и представлений о психологической науке и практической психологии (так называемая «психологизация социума»); информирование населения по вопросам психологического знания; формирование потребности в использовании психологических знаний как для эффективной социализации подрастающего поколения, так и для собственного развития; профилактика синдрома эмоционального выгорания (в первую очередь у представителей профессий типа «человек-человек»).

Психологическое просвещение выступает в качестве основного способа и одновременно одной из активных форм реализации задач психопрофилактической работы вне зависимости от сферы социальной деятельности (образование, здравоохранение, правоохранительные органы, промышленность и др.), при этом содержание такой работы определяется с учетом специфики, вида и профиля учреждения.

В высшем учебном заведении психологическое просвещение может реализовываться в разнообразных формах. Прежде всего, это одна из задач, стоящих перед психологической службой вуза, где опытные сотрудники, психологи-консультанты проводят индивидуальные консультации для студентов, их родителей, преподавателей и сотрудников, организуют групповые занятия и тренинги различной тематики. К сожалению, даже в таком крупном городе, как Москва, высшие учебные заведения, в организационной структуре которых наличествует психологическая служба, можно пересчитать по пальцам.

Другой формой популяризации психологических знаний в вузе можно считать преподавание дисциплин психологической направленности. Так, изучение общей психологии, психологии развития, конфликтологии способствует пониманию студентами особенностей своей личности, позволяет им получить представление о психических свойствах, процессах и состояниях, осознать причины внутриличностных и межличностных конфликтов. Психологические знания помогают студентам наладить отношения со сверстниками, преподавателями, родителями, выбрать эффективную модель взаимодействия с окружающим миром, научиться анализировать жизненные ситуации и применять свои знания на практике.

В качестве положительного примера может служить один из технических университетов Москвы, который недавно ввел для студентов первого курса социально-адаптационную практику в первом семестре обучения. В рамках данной дисциплины студенты обучаются тому, как правильно выстроить свою учебную деятельность, выработать у себя навыки самоорганизации, научиться из огромного потока информации выделять главное, ставить перед собой реальные задачи и находить адекватные способы их решения.

Не секрет, что студенты-первокурсники находятся в весьма сложной, а зачастую и психотравмирующей ситуации. Вчерашние школьники попадают в совершенно новую для себя среду, многие из них оказываются вдали от родного дома, разлученные с родителями, со своим привычным окружением. Они не умеют справляться с трудностями, не могут правильно выбрать приоритеты в изучении разных блоков учебных дисциплин. Юношам и девушкам, переживающим гормональную перестройку организма, а также ввиду отсутствия у них психологических знаний, очень нелегко разобраться в себе и своих чувствах, грамотно выстроить личные отношения, что не может не отражаться на качестве и результатах обучения.

Часто не имея достаточной смелости, а также финансовой возможности обратиться к психологу-консультанту, студенты в своем стремлении реализовать потребность в психологической помощи тянутся к преподавателям, в том числе и непсихологических дисциплин. Это те педагоги, к которым ребята испытывают доверие, чье одобрение и симпатию ощущают, в ком они интуитивно видят принимающую родительскую фигуру. У молодых людей ведь действительно существует большая потребность в том, чтобы их выслушали (хотя далеко не каждый из них в этом признаётся), поэтому они с благодарностью относятся к тому, что преподаватель выступает в роли союзника, что он понимает их трудности и не стремится «воспитывать», поучать. Студенты младших курсов с большим интересом слушают таких преподавателей, наблюдают за ними во время занятий, выбирают их примером для подражания. Ребята буквально впитывают их слова, положительно относятся к ситуациям, когда преподаватель отклоняется от своего предмета и говорит о чем-то «жизненном», актуальном, интересном. К ним обращаются с вопросами на переменах, подходят после занятий, спрашивают совета, делятся своими успехами. Все вышеперечисленные взаимодействия между преподавателем и студентом – это тоже не что иное, как психологическое просвещение.

В заключение отметим, что у психологического просвещения в высшем учебном заведении имеется внушительный потенциал возможностей, которые в российской образовательной среде пока используются недостаточно. Не требуя больших финансовых и временных затрат, данный вид психологической помощи позволяет обучить студентов эффективному поведению в различных ситуациях, помогает им подготовиться к дальнейшей, «взрослой» жизни, научиться адекватно оценивать свою личность и в то же время принять и полюбить себя со всеми своими особенностями и недостатками.



Вернуться в раздел Публикации

Члены ГильдииВсе члены Гильдии, желающие разместить любую информацию о себе, о своих интересах, о событиях, в которых вы принимаете или примете участие, свои статьи, рассказы, фотографии, видео,...

Открыть раздел Члены Гильдии
Члены ГильдииВсе члены Гильдии, желающие разместить любую информацию о себе, о своих интересах, о событиях, в которых вы принимаете или примете участие, свои статьи, рассказы, фотографии, видео,...

Открыть раздел Члены Гильдии