Новости


21 мая 2017 г.
ОБРАЩЕНИЕ  СООБЩЕСТВА  ПЕРИНАТАЛЬНЫХ  И  РЕПРОДУКТИВНЫХ  ПСИХОЛОГОВ  К КОЛЛЕГАМ-ПСИХОЛОГАМ,  ПЕДАГОГАМ,  ВРАЧАМ,  К  РОДИТЕЛЯМ,  К БУДУЩИМ  РОДИТЕЛЯМ  И  К  ОБЩЕСТВУ  В  ЦЕЛОМ.

Развитие различных отраслей науки, в том числе и медицины, существенно изменило нашу жизнь, оставив далеко позади многие реалии жизни предыдущих поколений. Вместе с технической стороной претерпели изменения и многие социальные нормы, семейные традиции и устои.

Однако наряду с позитивными и важными переменами есть и опасные тенденции, последствия которых могут быть губительны для человека, как для личности, так и для общества (и человечества) в целом.

Несмотря на то,что семейные традиции европейских народов (в том числе и россиян) во многом изменились сегодня, семья есть и остается важной составляющей общества, где два свободных индивида (две личности) объединяют свои усилия, для того чтобы привести в мир новую жизнь (личность) и, тем самым, обеспечить непрерывное существование общества как такового.

Отношения «родители-ребенок» были и остаются колыбелью будущих поколений и тех общественных и социальных изменений, которые  осознанно или неосознанно, но однозначно и неминуемо произведут эти новые поколения.

Важным моментом родительства является тот факт, что родители дают жизнь и ведут в жизнь не просто существо, подобное себе, но новую личность, способную к самостоятельному и независимому развитию. Необходимым условием для этого является безусловное принятие ребенка  родителями еще на этапе планирования, и тем более при его рождении и в процессе воспитания.

Такие взаимоотношения требуют осознанного подхода и немалого эмоционального, а порой и физического труда.

Анализируя изменения, происходящие в сфере мотивации родительства и в области детско-родительских отношений, мы, психологи, отмечаем печальные тенденции, которые могут привести, и в некоторых случаях уже приводят к разрушению важных составляющих родительской миссии.

Сегодня мы имеем много «предложений» по удовлетворению требований родителей относительно качеств будущего и уже рожденного потомства. Предлагается заранее программировать «параметры» будущего ребенка с помощью гороскопов, диеты родителей, разнообразных исчислений и, конечно, методик и приемов воспитания, начиная еще с планирования зачатия.

Сегодня, как ни в какой другой период истории родительства, внимание родителей обращено к ребенку. Вместе с тем, эта направленность зачастую имеет своей целью не качественное и своевременное удовлетворение потребностей ребенка, а форсированное развитие желаемых качеств ребенка (в первую очередь интеллектуальных), что вызывает грубый дисбаланс мотивационной сферы детей. Такое повышенное внимание родителей к конкретным изолированным качествам детей хорошо знакомо педагогам и психологам как причина психологических проблем формирования личности ребенка, а, зачастую и основа для возникновения различных психологических нарушений у ребенка.

Появились предложения по генетической инженерии, один из вариантов которой получил  название «дизайнерский ребенок» (генетически ребенок «от трех родителей», так как происходит замена митохондриальных ДНК матери при оплодотворении яйцеклетки). Несмотря на то, что первоначально целью такой манипуляции была попытка избежать генетического нарушения, связанного с нарушением ДНК митохондрии, и несмотря на то, что мы имеем пока всего два подобных прецедента в мире, эксперименты в этом направлении продолжаются, и речь о широком использовании данной технологии уже идет. В Великобритании даже принят закон о том, что данная технология может быть использована. 

Все эти факты и наш опыт работы с современными родителями подтверждают печальную и опасную тенденцию: если ранее родители готовы были принять ребенка, таким, каким он  будет, если раньше родители готовы были подстраиваться под него и его потребности, то теперь люди хотят иметь таких детей, которые соответствуют их ожиданиям и которые будут им удобны. И это означает, что если ребенок окажется не таким, каким его «запрограммировали», осознанно  или неосознанно он не будет принят своими родителями. Другими словами, родители будут поддерживать и подкреплять только те качества ребенка, которые им удобны, и отрицать, игнорировать те, которые считают не нужными. Но именно эти «не нужные» с точки зрения родителей качества могут оказаться нужными для развития самого человека и человечества.

Привыкнув к мысли о том, что можно вывести нужные сорта растений, породы животных, люди автоматически перенесли этот подход и к человеческому потомству.

Однако важно помнить, что человек это не только природное существо, но и существо духовное. Существо, которое не только обладает набором определенных качеств и параметров, но существо, которое способно выстраивать с окружающим миром другого рода отношения и через эти отношения развиваться. Межличностные отношения строятся не по принципу простого совпадения качеств, а по принципу развития и трансформации тех или иных качеств в процессе отношений, благодаря чему и осуществляется духовное развитие каждой личности. Как и всякое живое существо, человек направлен на нечто благое, полезное, нужное, и для него жизненно необходимо, чтобы всё, заложенное в него природой, могло раскрыться и реализоваться, причем в соответствии с его глубинными личностными потребностями.

В отношениях с ребенком эти потребности должны защищаться и поддерживаться родителями, а не ущемляться в пользу интересов самих родителей. Причем через такое поддерживающее, принимающее отношение родители сами получают возможность духовного и личностного роста, переходят на новую более зрелую стадию своего существования. То есть развитие осуществляется для обеих сторон. С этой позиции попытка технически сделать человека (ребенка) «таким, как я хочу», «удобным для меня», для самого родителя означает, прежде всего, незрелость, невозможность перейти на новый этап своего развития, и, конечно, делает невозможной встречу родителя и ребенка как двух самостоятельных личностей.

Тенденция сделать мир «удобным для себя» и максимально облегчить себе жизнь, в том числе и жизнь духовную, приводит к обесцениванию самой сущности человека, к его обезличиванию, к лишению его свободной воли и выбора.

В этой тенденции мы, сообщество перинатальных и репродуктивных психологовсклонны видеть серьезную опасность для человечества пойти по тупиковому пути развития , уйти от прогресса к регрессу, прийти к разрушению духовности как таковой.

«Ущемленное» восприятие ребенка и воспитание его по принципу «удобства» для родителей и общества ведет к серьезному перекосу в сфере его личностного становления, что неминуемо сказывается и на его физическом здоровье.

Медиабюро «StatusPraesens» приводит печальную статистику, касающуюся того, с каким «багажом» здоровья и вредных привычек входит современная молодежь в репродуктивный возраст:

38 % подростков начинают курить в период 10 15 лет
10 %
подростков употребляли наркотики хотя бы 1 раз в период с 11 до 15 лет
95 %
подростков начинают употреблять алкоголь в период 13-14 лет
75 %
подростков имеет хотя бы одно экстрагенетальное заболевание к 12 годам
46 %
подростков половую жизнь начинают к 15 годам
40
60 % девушек перенесли хотя бы одно гинекологическое заболевание к 16 годам
50 %
девушек подростков делают первый аборт в 16-17 лет

Эта грустная иллюстрация очень ярко демонстрирует кризис родительства, в основе которого лежит искажение мотивации иметь детей. Искаженная мотивация приводит к отрицанию  природной сущности ребенка, как новой жизни, к отрицанию его права быть собой и, как следствие, его права существовать вообще. Ухудшение физических показателей и рост губительных пристрастий (алкоголь, наркотики) наводит на мысль о неосознанном самоуничтожении  человека.

Мы считаем осознанное и принимающее родительство важным показателем зрелости личности, благодаря чему возможно видеть, воспринимать «другое»не подчиняя себеа наполняя себя и свою жизнь новым смыслом, радостью, творчеством. И именно этот принцип задает правильный перспективный вектор развития человека и человечества.

Мы, сообщество перинатальных и репродуктивных психологов, призываем профессионалов (психологов, педагогов, врачей), а так же родителей и будущих родителей отнестись к идее воспроизведения человека с нужными заранее заданными параметрами с большой осторожностью, мы просим и настаиваем учитывать все этические и моральные аспекты, которые возникают в данной ситуации.

Мы предлагаем более глобально и осмысленно подойти к подготовке будущих родителей и к работе с теми, кто уже является родителями. Мы готовы содействовать разработке и внедрению специальных программ по работе с родителями и семьями с целью коррекции мотивации и формирования более осознанного подхода к родительству как таковому.

 

_____________________________________________

Контакты инициативной рабочей группы:  dolgovayy@gmail.com ,  prorektor@perinatalpsy.ru



Вернуться в раздел Новости

Члены ГильдииВсе члены Гильдии, желающие разместить любую информацию о себе, о своих интересах, о событиях, в которых вы принимаете или примете участие, свои статьи, рассказы, фотографии, видео,...

Открыть раздел Члены Гильдии
Члены ГильдииВсе члены Гильдии, желающие разместить любую информацию о себе, о своих интересах, о событиях, в которых вы принимаете или примете участие, свои статьи, рассказы, фотографии, видео,...

Открыть раздел Члены Гильдии